Меню навигации+

Степан Степанский (фотограф)

Опубликовано марта 29, 2013 в Фото | Нет комментариев

Скажу честно, мне очень повезло, что я сумел заполучить этот пост! Потому что в нем я пообщался с  одним из самых опытных фотографов современности :-Р Степаном Степанским!!! Его работы можно увидеть на многих рекламных щитах Барнаула, в журналах по всей России, с ним хотят сотрудничать самые креативные рекламные агентства, а некоторые снимки Степана вы наверняка уже видели, даже если находитесь за пределами нашей страны! В общем, приступим…

Ну, расскажи для начала, как давно ты занимаешься фотографией?
Занимаюсь где-то с 2006 года. Я тогда взял у брата маленькую серебристую мыльницу Canon, на нее очень удобно было снимать всяких жучков-паучков. Я поехал на дачу и начал фотографировать все подряд. Мне запомнился один кадр, как пчелка прилипла лапками к стене дома, она просто махала крыльями, и все. У меня получился такой сочный и яркий кадр, и я понял, что от фотографии можно регулярно получать кайф.

Наверняка вы их уже где-то видели!

И долго ты фотографировал просто для удовольствия?
Постепенно я начал делать коллажи из своих фоток, и вот как-то зимой одна из таких картинок, мой известный макросъемочный росточек с глазами, засветился в Демотиваторах. И тогда появился какой-то спрос на такие коллажи. А еще одна моя работа (с прищепками) попала на обложку федерального журнала “Фотодело”. Я загордился, что на меня потратили еще и три разворота. Это было еще на третьем курсе.

Тебе эта публикация пригодилась?
Пригодилась. Когда уже мое совместное с братом портфолио висело в агентстве, эта публикация была особняком, как доказательство моей креативности.

То есть ты тогда занимался вот такими коллажиками и за них получал деньги?
Да, и начал больше людей фотографировать. Появились просьбы о репортажах, а потом мне подарили на день рождения зеркалку, и я стал снимать всякие коммерческие заказы. Их было не очень много, и это было скорее оплачиваемое хобби, а не работа. А после юрфака было уже много заказов, собственная фотошкола (совместно с напарником), и уже не было сомнений в развитии именно в этой сфере.

Портретная съемка наверняка больше денег приносит, чем пейзажная или те же самые коллажи?
Не скажи. В последнее время я все чаще фотографирую еду.

Да, и не только ты.
Ну, это не какие-то инстаграммные фотки, а например, меню для Лакомки или Кафе де Ля-Фе (кофейни в Барнауле), службы фуршетной доставки. А сейчас мы для одного завода делаем съемку сыра. И вообще, каждую неделю у меня есть какая-либо съемка не людей. А в данный момент я являюсь одним из фотографов конкурса “Мисс Русское Радио”. Работы очень много, сроки поджимают, но мы все стараемся. Это очень напряженная съемка, когда не просто нужно поймать кадр и сделать портрет, а работа в непривычных условиях. Тринадцать человек, за которыми нужно уследить. Здесь и суфлеры, и представители заказчика, и рекламодатели, которые говорят тебе, как надо и как не надо. Ты как дирижер всем управляешь, и это очень сложно.

… и их тоже

Так и в итоге ты работаешь в пределах города/края, или тебе заказы поступают со всей страны?
Я пробовал работать с ребятами из Московской области и из Новосибирска.

Тебе понравилось?
Понравилось – это другой вопрос. Были очень креативные рекламные съемки с хорошими слоганами, вот они понравились. Мы работали с принтами, и вот этот поток принтов сейчас убавился. Недавно был заказ на интерьерную съемку для журнала, который мы делали с моим напарником по фотошколе. Он снимал, а я обрабатывал. Интересное было сотрудничество.

Ну, а большую часть времени ты занимаешься тем, что тебе нравится или что приходится делать?
50/50. Вообще, надо уже отказываться от этих 50%, которые “приходится”. Хочется работать над крупными проектами, в крайнем случае серийной работой, и выдавать такой результат, как скульптура – каждый день к ней подходишь, смотришь, что не так, чтобы она не надоедала потом. И вот эту рутинную компьютерную работу с разным настроением делаешь, по-разному “общаешься” с кадром и анализируешь свое отношение и мнения других людей. Хотелось бы побольше этим заниматься, делать выставки. Мы, кстати в прошлом году вместе с Максом Наземцевым проводили выставку ” Мечтами наружу”. Это и есть элемент творческого истязания себя и объекта съемки. Но логика все равно подключается, иначе ты как бы делаешь работу сам для себя, а не для зрителя.

То есть удовольствие не только поймать кадр, но и получить потом из него конфету?
Да, такую конфету, которая раскроет обертку и расскажет какую-то историю. Это очень круто, когда ты рассматриваешь работу. Я всегда всем советовал – снимайте историю, а не просто кадр. Вы должны высказываться, брать на себя ответственность, работать с каким-то жанром. А люди все больше скатываются в фэшн, гламур, потому что это проще и красивее, но это все надоедает. Ты же не будешь смотреть каждый день одни боевики с одинаковым сюжетом, по накатанной схеме, например.

А у тебя самого есть какой-то список фильтров, которые ты чаще всего используешь?
*смеется* Обработка должна служить каким-то целям, раскрыть сюжет. Есть фотографии, уже разобранные мэтрами фотосъемки, и много книжек есть на эту тему. Например, в зависимости от яркости тех или иных объектов взгляд стремится в разные точки снимка. И вот если фотограф не очень умело подходит к обработке, то при рассматривании картинки не возникает никакой мозговой деятельности. Ты можешь использовать всякие трендовые штуки, но ничего существенного у тебя все равно не получится. Потому что каждый фильтр нужно грамотно применить.

А когда делаешь новый кадр, ты уже видишь, что будешь потом с ним делать, или только потом дома за компом приходят идеи?
По-разному. Например, вдохновился и хочешь повторить снимок другого фотографа. Ты вроде делаешь все правильно, но у тебя совсем по-другому получается. Потому что время другое, погода не та, вплоть до того, что ты просто не выспался. Да и технически тоже не всегда получается повторить. Ты можешь снимать под обработку, а потом придешь домой и увидишь, что тут же можно круче сделать. Это хорошее упражнение, когда ты пытаешься кого-то повторить, а у тебя вырабатывается свой стиль, и снимок получается лучше. Не хочется делать то, что уже было, просто копировать. Должна быть своя история даже в похожих жанрах. А все дело в том, что если ты просто копируешь, то люди не станут тебя за это ценить, ты на этом не заработаешь себе карму человека с идеей. Дизайнер и путешественник Артемий Лебедев сказал как-то, что в какой-нибудь Италии в каждом ресторане в разных точках страны совершенно разная паста. Зачем делать одинаково?

Вот ты сказал про Лебедева, а ты хотел бы с ним поработать?
Да я практически его знаю! *смеется* Все его принципы, которые он культивирует, достаточно известны, и он прокачивает не только сообщества фотографов и дизайнеров, но еще и просто людей со вкусом. Поработать? Ну, да, было бы круто. Я бы не гордился каждый день этим, но если предстоит такая возможность, я не откажусь. С такими прокачанными людьми, как он, очень легко найти общий язык.

А как ты думаешь, нужно ли перебираться в столицу или другую страну, чтобы чего-то добиться? Или все, что тебе нужно для работы, есть здесь?
Я думаю, что у меня здесь больше возможностей, потому что в нашем регионе мало таких людей, как я. *смеется* Приятнее даже проявить индивидуальность в окружающих людях, построить собственную школу обработки, ввести какие-то свои проекты, где тебе никто не будет мешать. Здесь легче установить контакты, проще воплотить все, что хочешь. В Москве работать дольше и сложнее. Здесь же можно работать одному, навязать свое мнение.

Расскажи про курсы, которые ты ведешь.
На курсах мы учим людей нажимать на кнопки и соображать. Вообще, они заключаются в том, что несколько человек просто тусуются с нами и повторяют или стараются проявить себя, а мы их хвалим, они вдохновляются и больше экспериментируют. Мы даем наши конкретные рецепты фотографии, а не навязываем свои вкусы.

Ты подходишь к каждому, направляешь его руки, чтобы он поймал кадр, или оцениваешь уже сделанные снимки?
Да по-разному. Даю домашние задания, объясняю кнопки, говорю тренды, показываю, как обрабатывать, примеры какие-то нахожу и как не надо делать, тоже рассказываю. И когда человек на чем-то заострился, начал себя в чем-то находить, вот на этом заканчивается обучение. Конечно, воспитать чувство вкуса невозможно за этот короткий период.

А его вообще можно воспитать?
Ну, наша задача показать как кнопочку нажать, а вот интенсивность нажатия уже от самого человека зависит. Бывает, что получается результат, неожиданный для нас самих. И это круто, потому что люди думают. А некоторые, находясь в группе, начинают критиковать. И тогда появляются диалог, мысль и хороший снимок. Бывает, конечно, что люди приходят для того, чтобы просто делать красивые фотки в альбом, или некоторые приходят проверять свою технику.

Кто-то из учеников уже где-то проявил себя?
Да, в различных репортажах, кто-то работает и каждую неделю выдает новый интересный продукт. Некоторые ребята радуют в свадебной фотосъемке. Несколько человек уже прокачались, еще полгода назад я их учил кнопку нажимать, а сегодня у них уже собственные портфолио на свадебных сайтах.

А тебе самому еще есть чему учиться у местных фотографов?
Конечно, есть. У каждого свой стиль управления людьми. Например, Владимир Вдовин, снимающий классику жанра. К его композиции не подкопаешься, существенной обработки ты его фотографиям и не прибавишь. Или такой фотограф, как Андрей Юркив. Все удивляются его способность контактировать с детьми. Я просто побывал на некоторых его съемках и удивлен, как он ими управляет.

А ты с кем-то сотрудничаешь или в основном один работаешь?
Часто приглашаю на съемки других фотографов. С Владимиром Вдовиным, например, вместе снимали для календаря Алтайэнергосбыта. Часто зову учеников на всякие свадьбы, съемки еды, каких-то репортажек. Пусть учатся. Кстати, один из моих учеников – Александр Гузенко, когда он фотографировал декана юрфака для университетской газеты, сделал несколько таких снимков, что я порадовался за него.

А как ты относишься к таким популярным фотоявлениям, как Найтаут и Геометрия?
Да существуют и существуют. Есть претензии по визуалу, который они выдают, например, пластиковая кожа у Найтаута. Я на уроках часто привожу это как плохой пример. Но мой вкус – это не эталон, нужно все таки самому думать и ни в коем случае мои слова не принимать за абсолют. А у Геометрии мне нравится теплая обработка. Ведь это прежде всего люди. У каждого свой стиль. Вот у Геометрии все авторы подписываются, то есть можно посмотреть стиль, и ты уже узнаешь, кто снимал фотоотчет. Это все, конечно, фастфуд, но ребята все равно молодцы. Они популяризируют фотографию. Люди научились позировать благодаря им.

К слову о позировании. Бывают ли люди, которых никак не получается снять хорошо, как бы ты ни старался?
Можно снимать по частям! *смеется* Со спины или руку. А человек потом переносит черты этой руки на себя. Ну, и что, что это рука, зато фотогеничная. А вообще был случай, что человек не нравился себе из-за национальности. Но мы нашли этот ракурс – девушка стала выглядеть не японкой, а вполне себе европейской. Такие возможности фотографии есть и они безграничны. В конце концов можно применить фотошоп.

Ну, и напоследок пожелай что-нибудь начинающим фотографам.
Больше смотрите кино, снимайте истории и чаще фотографируйте. Тогда вы будете получать удовольствие от фотографии. Вот, собственно, три простых совета.

Итак, если вы хотите в полной мере насладиться отличными снимками и принтами Степана, скорее заходите на его сайт, группу ВКонтакте, а если желаете сами научиться делать такой крутой фотопродукт, записывайтесь в его фотошколу SUNSCHOOL и работайте, соображайте и экспериментируйте!

Артемий Панченко

Поделиться в соц. сетях

В Мой Мир
0
Нравится

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты:

Switch to our mobile site