Меню навигации+

Павел Асеев (поэт, прозаик)

Опубликовано Апр 27, 2013 в Литература | Нет комментариев

Сегодня будет пост со старым интервью. Не потому что писать не о ком, а потому что именно этот человек достоин того, чтобы его еще раз упомянули. Итак, наш герой — Павел Асеев, отличный писатель, игрец на пианине и грамотный критик.

Расскажи о творчестве в твоей семье. Как родственники относятся к твоей деятельности?

Из родственников творчеством почти никто и не занимается. Дядя, правда, по молодости рисовал (и на мой взгляд неплохо) – и, насколько мне известно, всё. А к моей творческой деятельности родители относятся положительно: плюсуют и комментят “аффтар, пиши исчо!”

Какие авторы оказали влияние на твое творчество?

Так-то всё, что я читаю, слушаю и всё, что со мной происходит, наверняка оказывает влияние. Вообще, сочинять рассказы я стал после того, как на уроках литературы мы проходили В. Ерофеева (“Москва-Петушки”), С. Довлатова (много рассказов) и Т. Толстую (я бы отметил у неё рассказ “Окошко”). Закралась тогда шальная мысль, а ведь я тоже смогу. Сочинил свой первый рассказ (кажется, от вышеупомянутых авторов в нём ничего и не было), а потом на несколько лет перестал писать. А вообще недостижимым идеалом-ориентиром в прозе для меня последнее время служат зубугорские Азимов, Шекли, Саймак и наши родные Олди и Кир Булычёв (на этом месте кто-нибудь может подумать, что меня интересует только фантастика – это, конечно, не совсем правда, но почти). Ещё идеал (правда другого рода) – Монти Пайтон: есть у меня соблазн забабахать что-нибудь монти-пайтоновское, но идея пока сырая. А если говорить про стихотворения, то я вообще не знаю. То есть на отдельные стихотворения определённо повлияли Бродский, Блок, Саша Бес, Вознесенский (хоть и не люблю его), Маяковский, но в поэзии всё-таки толком не разбираюсь, поэтому подробнее ответить не смогу. В общем, что-то я перечислил, но такое чувство, что про самое главное и забыл.

Расскажи о твоем отношении к раскрашиванию старых черно-белых фильмов.

Я, наверное, неоригинален, но отрицательно. То есть, я не вижу, как фильм от этого выигрывает, а в таком случае зачем тратить лишние усилия на его раскрашивание. Хорошо, что никому не приходит в голову переписать Достоевского или Чехова, заменив устаревшие стилистические обороты на современные.

В чём ты видишь смысл жизни, в частности, творчества, для чего ты им занимаешься? Для кого оно существует?

Пока я пытаюсь выстраивать себе жизнь так, чтобы делать то, что мне интересно и не делать то, что мне совсем неинтересно. На ближайшие несколько лет в этом и видится мне смысл. Именно поэтому занимаюсь наукой и преподаванием вместо того, чтобы, как большинство моих бывших сокурсников, искать нормальную работу. А второй смысл заключается в том, чтобы «постичь универсум»: поэтому не могу заниматься всё время чем-то одним (например, той же наукой). Есть ещё третий смысл, который очень тесно связан со вторым: похоже, что в детстве я слишком буквально понял выражение «век живи – век учись». Вот и выходит, что постоянно учу то какой-нибудь язык, то как применять дифференциальную геометрию в квантовой теории поля (на всякий случай скажу, что с моей научной работой это не сильно связано), постигаю искусство художественного перевода или штудирую консерваторский учебник по музыкальной гармонии. Недавно начал учиться играть на блокфлейте. А почему я занимаюсь творчеством? Стихи, скажу честно, пишу исключительно для того, чтобы было чем занять себя, когда еду в метро/электричке и лень читать книжку. Помню, как начал сочинять музыку. Мне было лет 8-9, и я, наверное, второй раз в жизни сходил на концерт симфонического оркестра и был очень впечатлён Дворжаком. После концерта в моей голове роились тысячи идей – оригинальных и прекрасных. Я понял, что могу быть композитором. Поэтому вернувшись я сел за инструмент и приступил к своему грандиозному замыслу. И да, я сочинил. Детскую песенку а-ля «Чижик-Пыжик» на английском языке. Композитором в итоге я так и не стал, но сочинять нравится. А творчество моё существует, главным образом, для меня самого, потому что глубоко-глубоко в душе я эгоист.

Расскажи о твоих особенностях, что тебя отличает от других людей?

Центр моей Вселенной – это «Я» (уж не знаю, отличает это меня от других людей или нет). Желающий может подсчитать, сколько раз я употребляю это местоимение в своём творчестве, в этом интервью, умножить на 1,5 (чтобы учесть редакторскую правку) и сделать соответствующие выводы. Поэтому те, кто знают меня лично, видят замкнутого интроверта и догадываются (а может не догадываются), что вместо того, чтобы поддерживать разговор, ну или ещё делать что-нибудь в этом роде, я нагло и беззастенчиво занимаюсь созерцанием своего внутреннего «Я». Ещё я не люблю или не умею поддерживать дружеские отношения: например, очень редко напоминаю о своём существовании тем друзьям, с которыми по какой-то причине долго не вижусь. Есть у меня фобии: я панически опасаюсь того момента, когда окажется, что всё самое лучшее в своей жизни я уже сделал. Ещё одно время меня напрягало то, что я постоянно оказывался вторым: в музыкалке училась девочка с железобетонными эмоциями, волей и выдержкой, которая играла на порядок лучше меня, и я с этим ничего не мог сделать. На математических олимпиадах мне тоже не везло с первыми местами (правда, не удержусь и похвастаюсь, однажды опередивший меня оказался потом золотым призёром международной олимпиады) и даже в классном журнале я был не первым, а вообще четвёртым. Но потом я привык, и теперь быть первым во что бы то ни стало – уже не самоцель. Есть ещё один момент (скорее не фобия правда): мне очень нравится учить людей тому, что я умею сам, и очень часто оказывается, что через некоторое время те, кого я пытался учить, превосходят меня самого. Сейчас я думаю, что это отличный повод не забывать самому расти над собой. Ну и вспоминаются слова деда (школьного учителя физики и математики, бывшего директора школы) о том, что каждое следующее поколение должно быть лучше предыдущего, иначе остановится прогресс.

Были ли в твоей жизни какие-то значительные события, которые повлияли на твое творчество, м.б. кардинально поменяли его?

Были события, которые повлияли вообще на всю мою жизнь: например, то, что я уехал из родного Ангарска. Наверняка они же каким-то неизвестным мне образом повлияли и на творчество. Но как повлияли и в какой степени сказать не могу.

Есть ли у тебя какие-то особенные источники вдохновения?

В настоящее время нахожусь в активном поиске этих особенных источников. А вообще меня всегда очень интересует взаимодействие реального мира и мира, который человек выдумывает, чтобы в нём жить.

Кем ты мечтал стать в детстве?

В детстве я мечтал стать изобретателем, изобрести армию роботов-землероек и с их помощью захватить мир. Захватить мир по-прежнему хочется, но уже другими средствами.

Есть какие-нибудь эксклюзивчики в собственности?

У меня есть номер “Кванта” (1шт) с автографом одного из его редакторов и постоянных авторов, коллекция красных дипломов (3 шт, к сожалению, пополнение в ближайшее время не планируется), вагон (1 шт) и маленькая тележка (1шт) терпения, а также прозвище “мамонт-пофигист” (1 шт). Дважды выступал на сцене как пианист в ДК родного Ангарска: один раз со скрипичным ансамблем, один раз в благотворительном концерте.

Артемий Панченко

 

Поделиться в соц. сетях

В Мой Мир
0
Нравится

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты:

Switch to our mobile site