Меню навигации+

Михаил Трифонов (поэт)

Опубликовано Дек 25, 2013 в Литература |

Привет. Сегодняшний вечерний пост – это беседа с моим старым добрым приятелем, известным барнаульским поэтом Мишей Трифоновым. Миша – стоматолог, пишущий стихи, которые многие называют гламурными. Несколько лет назад он победил на Фесте, чем заслужил смачный поцелуй от самого Евгения Евтушенко (Миша очень весело рассказывал эту историю, но ее лучше слушать из первых уст). Автор двух сборников «Другая анатомия» и одного «Я»

О себе: Боос Михаил Вильгельмович (по папе) или Трифонов Михаил Михайлович (по паспорту). Русский (опять же по паспорту. Но и в душе тоже). Родился в городе Барнауле в 1988 году в результате странного стечения обстоятельств, когда все мои родственники из разных стран и городов оказались в одном и том же месте по разным (в основном, политическим) причинам. Сложно в двух словах охарактеризовать мою деятельность, ибо она довольно разная. Но я, как человек увлекающийся, всегда находил себе любимое занятие. Выпустил 2 сборника стихов в Барнауле при поддержке Администрации края и один в Москве при поддержке Министерства культуры РФ. Работаю над книгой в прозе. Врач по образованию, имею 5 патентов РФ на изобретения в области медицины.

Ого… ты Вильгельмович на самом деле! Не знал. Давай начнем с того, что оба сборника в Барнауле называются «Другая анатомия». Почему репост сборника, а не новый?
Я это не афиширую, даже документы менять не стал. Хотя сейчас всем все равно.
Потому что первый сборник разошелся за месяц, я решил не делать переиздание, а добавить новых текстов, но название не менять, так как старых стихов в нем тоже было около половины.

На твой взгляд, какого черта стихи никому не нужны?
Потому что товарно-денежные отношения изменились. Раньше союз писателей печатал книги на свое усмотрение, сейчас нужен качественный менеджмент. Но суть в том, что коммерческий проект продажи стихов изначально убыточен. Перед тем как запускать в продажу книгу «Я», я все обсчитывал, чтобы выйти в минимальный плюс, сборник должен стоить в магазине минимально 450-500 рублей. За эти деньги его купят единицы. А чтобы купили, нужно хорошо выложиться в рекламу, тогда, учитывая рекламный бюджет, он должен будет стоить 600-700 рублей при тираже хотя бы 3000 экземпляров.

А сами стихи? Я с кем из поэтов общался, никто меня не смог еще убедить, что сегодня поэзия – самостоятельный вид творчества. Имхо, без музыки стихи сегодня неактуальны.
Так я про сами стихи и говорю. С музыкой их продать проще. Ну, вот представь, что мы сидим с тобой на кухне и думаем, как срубить бабла, рассматривая все сферы и рынки. Я говорю: «Давай делать искусство, может быть оценят», – а ты: «Нет, давай найдем девочку, напишем для нее пару песен и запустим на корпоративы по всему СФО, будем давать ей 10%, остальное себе.» Так вот в идеале, когда и твое и мое мнения образуют конгломерат. Дерьмовый товар нельзя продать миллионами даже при бешеной рекламе. Помнишь, как у Булгакова: «Москвичи все те же, только квартирный вопрос испортил», – так вот эти «москвичи» и 200 и 40 лет назад были все те же, и сейчас. Но в 60е поэты собирали стадионы, а сейчас – бутылки. Нужен хороший товар, хороший стартовый бюджет и хороший маркетолог, если это совпадет, стихи тут же станут мегапопулярны. Но их раскрутить в разы сложнее и отдачи намного меньше, чем, скажем, от детективов, все идут по пути наименьшего сопротивления. Донцову тоже когда-то никто не знал.

Донцова – сама себе маркетолог. Это не автор, это бренд. Ладно, как ты сам пробиваешься через музыку? Расскажи про музыкальные достижения.
Лично я сомневаюсь, что Донцова сама пишет свои книги, не то что маркетолог. Ее печатает крупнейшее издательство в стране, у них риски минимальны. Я когда искал издательство в Москве, им тоже запрос сделал, они попросили материал. Ответ был примерно такой: «Стихи прикольные, печатать не будем, стихи не продаются.» Через музыку вообще никак не пробиваюсь, никаких музыкальных достижений.

Ну, ты что-то в хип-хопе же пробовал, с кем-то из чтецов рэпа ртом
Это не с целью пробиться, а для развлечения. Ни диски выпускать, ни на концерты ехать даже мыслей не было.

Меня интересует же не только то, чем ты банчишь. Стеб и ржака – наше всё.
Вот в этом-то и проблема. Все у нас чем-то «банчат», а цивилизованного рынка нет. Классная идея – продавать стихи по интернету, в аудио, видео, или сами электронные книги, да хоть до 50 копеек, во всем мире люди миллионы зарабатывают, у нас все скачивается вконтакте.
Что касается песенок, есть у меня друг в Москве, я когда туда прилетаю, мы всегда на кухне курим кальян и собираем чушь типа
«Это дерьмо играет
Покруче Pussy riot…»
Или
«Пойди-ка найди по ID в социальной сети,
Есть iPhone, iPad, MacBook – ты на верном пути…»
Короче, из серии «что вижу, то пишу», все эти пьяные кухонные разговоры, только немного подрифмованные, а на утро едем к нему на студию и записываем.

Вполне нормально развлечение. Полезное как минимум. Пару лет назад после Фесты ты стал сильно популярным в Барнауле. Что сейчас происходит с обратной связью «читатель-поэт»? Ты с головой погрузился в стоматологию?
Не совсем. Медицина – это, конечно, моя профессия, но если наступает сильный перегиб в одну сторону, тоже плохо. Литература лично для меня – это что-то святое, к чему я отношусь очень серьезно и бережно. Из последних событий – ездил с концертом в Братск, встречался со школьниками и студентами, тоже беседовали с ними о тех же вопросах, они свои стихи читали. Вот сейчас сделали мини-спектакль с одним из моих стихов про интернет. Очень много отзывов было. Из более ранних, мощную презентацию книги «Я» в ТЦ Весна делали, длинную двухчасовую, только одних артистов 22 человека пригласили. Проводили мониторинг, за 2 часа прошло 3000 человек, пол тиража купили еще до поступления в магазины.

Ты как любой творческий человек наверняка обижаешься, когда что-то нелестное о твоих стихах? Творчество должно быть универсальным, как думаешь?
Я для себя выработал определенный иммунитет к оценкам, как положительным, так и отрицательным. Но к дельным советам прислушиваюсь, сам многое правлю и многим недоволен. Универсальность – это то, что отличает качественное творчество от некачественного. Недавно встретились на сфетофоре со знакомым-гопником, он окно открывает, у него сороковая симфония Моцарта играет. Я ему говорю: «Ого, а что Бутырка уже не катит? Знаешь хоть, что за музыка?» Он: «Да пох.. мне, она меня успокаивает.»

Вот это универсальность Ну, а как тогда развиваться? Развитие же на основе общественной оценки происходит, нет?
Безусловно. Но опять же, смотря что для тебя общественность. Если ты прислушиваешься к чьему-то конкретному мнению – это одно, коллегам – это другое, вообще ко всем – третье, ни к кому – четвертое. Если взять историю, то в ней были примеры талантливых людей с разным отношением к мнению общества – Микеланджело, например, было наплевать, кто что о нем думает, у него на все было свое видение, а Маяковский крайне болезненно воспринимал критику, но от этого их талант не уменьшился. Это больше от склада характера зависит.

Тоже верно. Давай о сиськах поговорим. Какими должны быть сиськи?
Давай. Дело вкуса опять же, лично у меня это от времени года зависит, зимой как-то больше к троечке, четверочке склоняешься, ну а весной, летом и единичка пойдет!

Девушка к зиме должна прибавить 2-3 размера, а к лету наоборот отнять?
Ну, а почему эта одна и та же должна быть. Составить список, с кем когда общаться, зимние варианты, осенние, летние, ну и в конце раздел «я сегодня немного пьян и хорош собой» – там уже без разницы! Опять же, силикон никто не отменял. Есть же съемные зубные протезы, так и съемная зимняя грудь. Меховая.

Сисек много не бывает! Стихи же расширяют сисечную аудиторию, какие сиськи более падки на стихи?
Тут в основном школьницы, конечно, ну и начальные курсы. Поэтому в отдельных случаях такие сиськи защищены УК РФ. Тогда является обязательным попросить посмотреть паспорт, а потом уже приглашать послушать стихи в индивидуальном порядке.

В Барнауле и в Москве сиськи одинаково падки?
В Москве, пожалуй, больше. С одной стороны там публика более искушенная, но они более открыты к восприятию творчества. Ну вот одна двоечка московская, например, подошла и сказала: «Я даже прослезилась», – чмокнула в щечку и ушла. Потом троечка подошла, обняла, взяла автограф. У нас в этом плане публика более сдержанная, считается неудобным подойти, что-то сказать, а москвичам пофиг. Говорят, что думают.

Я думал, наоборот… сиськи сиськами, а самые большие возможности дают поцелуи с мужиками! Например, с Евтушенко Что в твоей жизни есть кроме стихов и стоматологии?
О, да, с Евтушенко это было сильно! На третьем месте наука, но это тоже касается стоматологии. Спорт, стараюсь поддерживать себя в форме, но на это времени мало, к маме в гости на борщ не успеваю заехать раз в неделю, не то, что в качалку. Пару лет по производственной необходимости веду занятия у студентов стоматологического факультета, небольшой бизнес… в общем, всего понемногу, весь день с утра до ночи расписан.

А отдыхать когда? Те же сиськи во сколько по расписанию?
Ну, вот определенного времени нет, стараюсь вносить их в график, хотя бы одну, уж не до хорошего, но не всегда успеваю!

Ну, хоть одну – и то хлеб. Открой уже мне секрет, почему у тебя в стихах так часто встречается D&G? Ну, по крайней мере встречалось. Не мог не спросить, извини
Это своего рода стёб. Дело в том, что в Барнауле оригинальных брендовых товаров практически нет, всё – китайский ширпотреб. Поэтому мне всегда было забавно наблюдать за людьми, которые хвалятся друг перед другом джинсами Гуччи, сумками Луи Витон и т.д., хотя все это скорее всего с одного шанхайского конвейера сошло.

Почему ты чаще других затрагиваешь именно эту тему?
Наверное потому, что больше общаюсь с такими моднейшими людьми.

А как к другим поэтам относишься? Не находишь некой типичности этого круга людей? Мне кажется, если залезть в любой «союз поэтов», там будет одно и то же: «На нем футболка крупной вязки…» И в душе, и в мозгах тоже крупная вязка?
Сложно сказать, близко я ни с кем из поэтов не знаком. Больше всего мне не нравится в современной поэзии (когда я сразу перестаю читать) – это слишком точечная адресация, рассчитанная на слишком маленькую аудиторию людей, какие-то темы, понятные только им, либо суицидальность, депрессивность. А в остальном, пусть каждый пишет кто что хочет, хоть про сиськи, хоть про письки, может демография в стране пойдет в гору.

Ну, а как думаешь, должен ли автор писать обо всем помаленьку или держаться какой-то одной темы – это нормально? У меня есть пример, когда поэт в 70% стихов пишет про то, как он бухает. И меня это бесит.
Ну, если он 70% своего времени бухает, о чем ему еще писать? Смешнее, когда кто-то пишет о вещах, в которых не разбирается. Бывает, читаешь про то, какой он герой-любовник, ту бросил, эту послал, с этой переспал, она ему звонит, на коленях приползает, и думаешь: «Ниче себе, что ж там за зверь такой?», – а в жизни посмотришь и понимаешь: «Даааа, дружище, иди Клавдии Петровне рассказывай, какой ты МАЧА!»

В стихах врать нельзя? А приукрашивать?
Можно. Кто против? Но когда человек не понимает, о чем пишет, руководствуется только воображением, все получается неестественным, одномерным. Почему многие писатели, поэты вкладывали в главных героев собственный образ? Потому что о себе писать проще, ты это пережил и знаешь, как это бывает.

И еще скажи, бывает такое, что сверлишь ты кому-то зубы, а тут строчки стали лезть в голову? Есть какой-то секрет, чтобы не забыть эти мыслишки?
Да. Диктофон на iPhone

В смысле, сверлишь и наговариваешь на диктофон? Пациенты не косятся?
Они воспринимают это как заклинание, которое я направляю им в рот, чтобы зубы дольше держались! Либо второй вариант, говоришь : «Ой, а я пописать», – хватаешь телефон и бежишь! И в коридоре уже записываешь. Эффект приблизительно тот же!

Артемий Панченко