Меню навигации+

Иван Неклюдов (фотограф)

Опубликовано Авг 8, 2013 в Фото | Нет комментариев

Здрасьте! Продолжаем беседовать с фотографами. Сегодня познакомимся с точками зрения Ивана Неклюдова. Иван много занимается свадебной съемкой (естественно, надо же кушать на что-то), но помимо этого у него, на мой взгляд, есть свой очень такой романтичный стиль с намеком на фэшн. Еще Иван уделяет большое внимание ретуши, и она ему весьма удается. В общем, смотрите и читайте сами.

О себе: Простой сибирский парень, не на шутку увлеченный фотосъёмкой. Очень ленивый, поэтому приходится постоянно совершать подвиг преодоления самого себя для достижения поставленных целей. Спокойный по своей натуре, всегда могу договориться с людьми даже по конфликтным вопросам. Вечно витаю в облаках, думаю, мечтаю… люблю пофилософствовать на тему бытия и жизни нашей бренной… А если по существу — холост, молод и очень перспективен.

Рассказывай про свое становление фотографом.
Становление? Не могу сказать, что я сформировался как фотограф. Если откровенно, мне даже несколько стыдно применять по отношению к себе данное звание. Причина проста — не заслужил ещё! Например, на западе люди проходят профильное обучение, потом работают ассистентом не один год, прежде чем заявить о себе как о фотографе… у нас же купил зеркалку, и в путь. Ну, да ладно, хватит лирики, перейдём к делу. Родился и живу в г. Барнауле. Впервые взяв в руки фотоаппарат, я понял, что хочу заниматься только фотосъёмкой, это то дело, которое приносит мне безмерное удовольствие — запечатлевать мимолётные жизненные моменты на фотокамеру, играть со светом, строить кадр, изучать цвет, форму и тем самым создавать образ. А взял я его в далёком 2006г. — мыльница Olympus, потом был ультразум Fuji, первая зеркалка Nikon D80 и сейчас уже достойная камера Nikon D700. Я изначально видел цель — заниматься только фотографией. Техника очень дорогая, мне приходилось работать на 2-х, 3-х работах, чтобы откладывать деньги, а ведь был студентом, днём учёба. Чтобы не терять время впустую, составил карту целей и шаг за шагом настигал свою мечту. В свою профессию я пришёл не со стороны. В работе мне помогает, прежде всего, художественное образование. Окончил художественную школу (7 лет), здесь же Институт Архитектуры и Дизайна (8 лет, включая подготовительные курсы), зачем-то в этом году отучился в ПТУ по специальности «фотодело», даже с красным дипломом, коль уж есть право на бесплатное среднеспециальное образование. С удовольствием бы пошёл на второе высшее по психологии (есть за плечами колледж соц. наук), но дело это не из дешёвых, потому ограничиваюсь чтением исключительно для себя. Ещё помнится, танцами занимался 5 лет, даже призовые места брал. Судя по всему я довольно разносторонний творческий человек (себя не похвалишь — никто не похвалит).

Ты такими разными видами творчества занимался… у тебя это как происходит, ты каких-то успехов добиваешься и бросаешь?
Вовсе нет, ничего я не бросил! Это мой путь, становление, всё это сделало меня тем, кем являюсь сейчас, весь данный опыт во мне, часть меня. Фотография — это очень глубокий предмет. Танцы мне помогли видеть пластику, угадывать движение. Психология помогает в общении со снимаемыми людьми. Худ. школа и институт дали мне знание света, цвета, композиции.

Расскажи, как проходит твой фотосет? Вообще, у разных фотографов все проходит одинаково?
Суть одна — получить результат в соответствии с опытом и знаниями фотографа. Подходы, конечно, разнятся, кто-то делает репортажные снимки, кто-то постановку. Лично я оба подхода стараюсь совмещать. Фотосъёмка бывает коммерческая и творческая! Что касается коммерческой, всё зависит от финансовых возможностей заказчика. Те же макияж и причёска стоят денег, подобранная одежда (взятая на прокат), какой-либо реквизит для съёмки. Но как правило наши барнаульские заказчики не осознают важность всех этих деталей. Я бы с радостью отказывался от людей, которые говорят: «Да просто пофоткай меня.» Но пока что не могу позволить это себе, всё-таки жить нужно на что-то, хотя были такие случаи. Творческая же съёмка — это великая радость! Тут ты сам у штурвала. Ищешь модель, договариваешься с визажистом, парикмахером, транспортом и т.д. Есть, конечно, минус — всё оплачиваешь сам. Фотосет проходит по простой схеме. Созвонились-списались, встретились-обсудили (подписали договор), в назначенный день провели съёмки, обработал материал, отдал.

А для чего ты проводишь творческие съемки? В стол?
Зачем же в стол, страна должна знать своих героев! Проводятся они прежде всего для души, когда я действительно ловлю кайф. Это даёт некий заряд для последующих коммерческих заказов и, конечно же, опыт.

Ну, само собой, ты их публикуешь на своем сайте в портфолио, а дальнейшая судьба у снимков есть какая-то? В журналах, например, или в галереях.
Ещё выкладываю на сайтах, посвящённых фотографии. Например международный 500px, где одна из моих работ получила высокий рейтинг, заскринил это дело, мелочь, а приятно. Как такового пиара я себе не делаю, особо нигде не засвечиваюсь. В журналах мои работы печатались пару раз. Как в Барнауле, так и за его пределами. Галереи… ещё не дорос. Есть задумка по поводу выставки, но пока что распространяться на эту тему рано. Процитирую А. И. Лапина: «Только следует помнить, что фотограф, как кактус — растет очень медленно. Не надо поливать его слишком обильно, он тогда просто завянет.»

Есть несколько вопросов, которые я всегда задаю фотографам. Один из них — что тебя выделяет из общей массы фотографов?
Это всегда животрепещущий вопрос. Ничего не могу ответить, скажу лишь, что если люди идут ко мне на фотосъёмку, значит чем-то выделяюсь.

Есть какие-то сюжеты, цвета, места, которые чаще используешь?
Сюжеты предельно просты — есть портретируемый и окружающая среда, которые я связываю в единое целое. Цвет делаю таким, каким хочу его видеть. Не всегда, правда, получается технически исполнить, что в голове, но всему своё время, всё приходит с опытом. Любимые места — это район старого Барнаула и дендрарий, этим летом осваиваю пригород. Вообще, конечно же, нужно постоянно быть в поиске новых локаций для съёмок.

Как думаешь, есть ли у барнаульских фотографов общие тренды?
Есть один общий тренд — «тырить» стиль съёмки с более продвинутых соратников! Из барнаульских фотографов можно отметить буквально 2-3 самостоятельных человека, у остальных либо слизано, либо просто очень слабо. Это печально, но является простым наглядным фактом. И пускай меня закидают гневными комментариями, ведь каждый человек с зеркалкой считает себя истинным творцом и профессионалом с мегазавышенной самооценкой.

Ну, а нашим местным фотошколам можно доверять?
Едва ли, основам можно научиться, прочитав инструкцию к фотоаппарату и соответствующую литературу (свет, композиция). Нужно посещать мастер-классы именитых фотографов, на них действительно знания получишь. Но прежде чем туда идти, необходимо осознать простую истину — там не раскроют секрет, на какую кнопку нажимать, дабы получить шедевр, а преподнесут подход, метод, способ решения фотографических задач для той или иной цели, которые ты должен переварить и применить лично для себя, а не просто копировать. Обучение — это долгий процесс, решает желание развиваться и полученный опыт. Но это не значит, что если за месяц ты проведёшь 1000 съёмок, то станешь гуру. Нельзя перегружать себя съёмками, они отнимают энергию, которая должна восстанавливаться. Есть фотографы, которые хапают заказы, снимают чуть ли не каждый день. Для творческого роста это губительно. За творческим развитием некоторых барнаульских фотографов я следил с интересом, но в один день мне стало это не интересно, они перестали расти.

А нужно ли отдыхать от такой работы? И много ли ты сам тратишь сил на нее?
Это не совсем работа для меня. Я ведь занимаюсь фотосъёмкой прежде всего в своё удовольствие. Много снимаю бесплатно, для себя. Силы? Будет достаточно сказать, что я ложусь спать и просыпаюсь с мыслью о фотографии. Это мой образ жизни! Отдыхать… от любимого дела не устаёшь. Вопрос в том, что не нужно зацикливаться и давать себе энергетическую подпитку. Путешествовать, общаться с друзьями, слушать хорошую музыку, смотреть хорошие фильмы, чтение имеет большое значение. Я даже не знаю, что для меня есть работа, а что есть отдых.

Не надоедает?
Вовсе нет, как я сам себе могу надоесть? Бывает, конечно, загруз в сезон, но терпимо. В ответ могу задать встречный вопрос — а как же люди, изо дня в день работающие на нелюбимой работе, по чёткому графику, где выше головы не прыгнешь? Думаю, что они действительно мучаются, но ничего не меняют. Мне хватило 6 лет работы на дядю, чтобы понять, как это печально.

Работаешь как-то над своей уникальностью, эксклюзивностью, узнаваемостью?
Это самое сложное — найти свой стиль. Может понадобиться не один десяток лет. Сейчас мне интересно пробовать различные методы, экспериментировать. В поиске я. Что сделал буквально вчера, сегодня мне уже не нравится, потому что начинаю видеть допущенные ошибки и понимать, как можно и нужно сделать лучше.

А как у тебя происходит взаимодействие с моделями? Это же совместная работа.
Это простое общение, ничего особенного, просто настраиваешь человека на нужный тебе лад.

Ну, а бывает так, что никак модель не понимает, чего ты от нее хочешь? Вообще деревянные модели часто попадаются?
Не без этого, конечно, бывает. В любом случае человеку без опыта съёмок нужен период адаптации перед камерой. Как правило он происходит в течение первых 20-ти минут, потом как по маслу. Вообще модель должна вдохновлять фотографа для получения лучшего результата. Я учусь буквально влюбляться в своих моделей на время съёмки. Это на самом деле определённый стресс для сознания.

Ты сказал, что в Барнауле фотографы воруют идеи. А в чем тогда творчество? Идея есть, фотик есть. Только цвета регулировать?
Не совсем воруют, слизывают. Поясню. Например, рисунку и живописи обучают методом копирования мировых шедевров (один из подходов). Это делается для лучшего понимания и осознания основы основ. Здесь такая же история. Но дело в том, что это копирование стилистики делают своим способом заработка, т.к. она работает на потенциального заказчика. Творчество — в интерпретации. На один и тот же предмет можно смотреть с разных углов, всё-таки велосипед уже изобретён давно.

Ну, творчество — это всегда попытка его изобрести. И все же, можно ли в фотосъемке что-то новое сейчас сделать?
Смотря что под этим понимать! Всё довольно субъективно, изобретать нечего. В том плане, что всё довольно просто, сложно эту простоту осознать. Есть простые истины — свет, цвет, композиция. Когда ты научишься обращать внимание на эти основополагающие элементы, совмещать в единую симфонию, то будешь признан и успешен.

И напоследок еще… многие фотографы сами не любят фотографироваться. Как думаешь, с чем это связано, и как у тебя с этим делом?
Ну, есть, кто и любит, а вот что с чем связано, не знаю, все люди ведь разные. Из меня модель точно не выйдет, я очень скромен и стеснителен, ну, просто очень! А когда сам начинаю снимать, все мои комплексы отключаются, чувствую себя свободным!

Артемий Панченко

Поделиться в соц. сетях

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты:

Switch to our mobile site