Меню навигации+

Александра Малыгина (поэт)

Опубликовано Апр 4, 2013 в Литература | 3 коммент.

Саша Малыгина – известный баранаульский автор, победительница многих литературных конкурсов и героиня сегодняшнего выпуска CreoView. Я с Сашиным творчеством был знаком еще в университете, уже тогда ее уровень был значительным, а совсем недавно вышла ее первая книга “Музыка чернил”.

Саша о себе: родилась и выросла в Барнауле. Закончила филфак АлтГУ. Поступила в аспирантуру АлтГАКИ, уехала преподавать в Монголию русский, как иностранный. Вернулась раньше срока “по семейным обстоятельствам”, что называется… вышла замуж, пытаюсь уйти из аспирантуры. У меня прекрасный муж, два кота. Работаю продавцом, оттого, что мне 25, и я замужем, меня боятся брать на работу.

Как получилось, что ты стала писать? Филфак заствил или по велению души?
Нет, на филфак я пошла только потому, что уже писала. К счастью, в 10 классе я попала в студию Елены Бурмейстер, где поняла, что всё написанное ранее стихами не является… порой меня гложут сомнения и по поводу дальнейшей моей писанины.

Ты подвержена яростной самокритике?
Да, и затяжным депрессиям.

Ну, и наверняка ты вдохновляешься не радугами и воздушными шариками, а декадансом?
Не знаю… я люблю и радугу, и воздушные шарики, и ещё сахарную вату, аттракционы и киноооо, и книииижки, но пишу, в основном, когда депрессую.

У тебя текстов уже вагон и наград за них. Есть какие-то вот прям награды пренаграды, которыми ты особенно гордишься?
В 2012 году по итогам краевого издательского конкурса напечатали мою книгу. По-моему, это хорошо – и гонорар авторский дали, и тираж 1000 экземпляров.

А как ты думаешь, стихи – это в наше время самостоятельный вид творчества, или без музыки стихи никому почти не нужны?
Стихи – они и в Африке стихи, если вам не нужны стихи без музыки – вы идиот!

Ну, согласись, этот вид творчества не особо популярен у потребителей (зато пишет каждый второй)? И, кстати, ты не пробовала себя в качестве текстовика для какой-нибудь группы?
Нет, не пробовала и не горю желанием… если хочешь, в отношении стихов, я почти 100 процентная консерва (это от слова консерватизм). Я принимаю и стихи под музыку, и в песнях всегда вслушиваюсь в слова, и эксперименты над формой я принимаю, и сама экспериментирую, но тяготею к классике. А то, что пишет каждый второй, не всегда можно назвать стихами.

Олдскульная поэтесса! *смеюсь* Как относишься к этому слову – поэтесса?
Плохо отношусь к этому слову, потому что оно пошлое.

По ахматовско-цветаевским причинам?
Вроде того.

Из классиков кто больше нравится?
Я филолог, это провокационный вопрос! *улыбается* У каждого можно найти что-то очень хорошее, и много не очень хорошего… Заболоцкого люблю, Блока, Есенина, Цветаеву, Ахматову, Тарковского, Котеленца, Баймундузову – для меня они все классики. И ещё много-много людей…

Ну, а что нужно делать, чтобы не написать кучу всякой похребтени, а написать кучу крутотени?
Надо писать, писать и писать, а потом спрятать и никому не показывать.

А как узнать, что у тебя уже крутотень, а не похребтень?
Потом достаешь лет через дцать, читаешь и сжигаешь всё непотребное.

А быстрого пути нет?
Надо участвовать в семинарах – краевых, всероссийских – это очень полезно. Ходить на студии, приносить стихи на разборы, терпеть…

Чем полезно? Там говорят, как надо писать? А как же индивидуальность?
Там не говорят, как надо писать, там говорят, как не надо. А индивидуальность никуда не денется. Она как вздорный характер – всегда с тобой.

А как ты относишься к попсовой Полозковой? Она индивидуалка?
У неё есть очень крутые строчки, образы. Но я её читала не так много, а я предпочитаю именно читать. Слушать люблю Воденникова, но тоже далеко не всё.

А ты планируешь стать коммерческим автором?
Коммерческим автором? Нет. Зачем?

Ну, за деньгами.
Деньги – это не всё. Как бы попсово это ни звучало.

Но без них ни книжку не издать, ни интернет оплатить.
Поэтому моя первая книга вышла на краевые средства в прошлом году, а не на мои много раньше. Если любимое дело не приносит денег, оно хотя бы не должно быть в убыток. А на интернет я найду – у меня есть хоть маленькая, но работа, мой муж тоже работает.

Ну ладно. Ты подвержена стереотипам?
Что ты имеешь ввиду? Что-то вроде “все мужики козлы”?

И это тоже. Ты же консерва, значит, отчасти должна быть с шаблонами, устоявшимся мнением – как у других.
Консерва я относительно именно стихов. Шаблоны и устоявшиеся мнения – это две разные вещи. Мнение у меня есть, оно может совпадать с чьим-то, а с чьим-то полярно расходится. Это нормально.

Ну а шаблоны в стихах? Типа “жизнь – дорога”, “злодейка судьба” и “рябина на снегу”. Часто подобные заезженные образы используешь?
Да бывает, я уверена. У всех бывает. Когда я что-то пишу, я не думаю ни о шаблонах, ни о размерах (как многие думают), а потом уже, когда перечитываю, могу что-то править. Но так чтобы жизнь – дорога, через тире – нет. Может, есть общая идея, все же люди, но, как правило, воплощается всё по-своему.

Собственное любимое стихотворение есть?
Ну, наверно, не любимое, а самое дорогое что ли… да, есть.

* * *
Мне странный мир является во сне,
Где жёлтый стол, усыпанный мукой,
Прабабушка крылом гусиным гладит,
Вздымая в воздух белые клубы…
Где небеса предельно голубы
И терпкий вкус зелёных виноградин
Так ощутим за розовой щекой,
Что бегают мурашки по спине.

И лёгкость непривычная в движеньях
Меня бежать толкает за сестрой,
Не слыша голос брата за спиной,
Смеюсь и плачу до изнеможенья.

Мне странный мир является порой,
Но каждый сон имеет свой конец,
Рассвет крадёт мои воспоминанья
И обступает шум со всех сторон.
Приходит ночь и снова тот же сон,
Где прогоняет страх непониманья
Прохладой рук заботливый отец
И лихорадка кажется игрой.

Где мама вслух читает небылицы,
И топит мёд в горячем молоке,
И где-то там, в далёком далеке
Стучат в окно тревожные синицы.

И ещё несколько про семью… в них нет ничего надуманного. Просто так, как есть… или как было.

Самые лучшие стихи – про то, что действительно было? Фантазия – не айс?
Да нет, всё хорошо с фантазией. Ты же спросил про те, которые “любимые”. Просто семья для меня – самое важное и самое больное.

А ты критик? Ну, вот на чтениях если кто-то безбожно лажает, ты его ткнешь лицом в лажу?
На чтениях – читают. А на семинарах – это нормальная практика, туда люди именно за критикой и ходят. Я вот на публике вообще стихи отвратно читаю.

Актерского мастерства не хватает или нервничаешь?
Может, и то, и другое, но нервничаю ооочень сильно. Да и актёрское чтение с авторским чтением – это две большие разницы, по-моему.

Что сделать, чтобы тебя тоже напечатали за бюджетные государственные средства?
Участвовать в конкурсе, конечно. Он каждый год проходит. Мы с ребятами сначала выпустили сборник “Двойное небо”, а через два года, я решилась подать свою рукопись и меня поддержали.
Я участвовала в краевых семинара 3 раза, в этом году он будет общесибирским, а вообще проходят такие семинары раз в 2 года. Туда приезжают поэты из других городов, так что, это хорошая возможность показать свои стихи кому-то новому, так как в Барнауле все мы так или иначе знакомы, а это угроза для объективной оценки.
Ещё я ездила в Сургут, там было что-то вроде всероссийского съезда молодых писателей, меня рекомендовали в российский союз писателей, но мне как-то это не важно, главное, что у меня были классные руководители семинара, Фокин и Молчанов, они сделали массу полезных замечаний.
Потом я была на подобном съезде в Каменске-Уральском, только он значился международным и в Липках, в прошлом году, в сентябре.
Такие семинары хороши ещё и тем, что есть возможность познакомиться с единомышленниками из других городов. часто это перерастает в крепкие дружественные узы, а иногда и в браки.
2,5 года руководила студией при редакции газеты “САМИ”. Сначала ходила туда к Лене Бурмейстер, а потом она ушла, и я продолжила её дело, только совсем в другом составе… Было здорово, меня иногда отправляли в качестве жюри на литературные конкурсы для школьников. Картина, надо сказать, не утешительная. И дело даже не в моих предпочтениях или консерватизме, я подходила к этому делу очень трепетно, проблема в качестве текстов и в плагиате (иначе не назовёшь). Некоторые дети брали строчки или целые отрывки из стихов Блока, Есенина, Ахматовой… для меня это было шоком. А однажды, меня позвали в день награждения “как филолога”, первые два места – был один и тот же текст. Только один целиком скачан из сети – а второй – выжимка. И ещё один такой же текст я нашла среди других работ.

А как быть понятым? Вообще, что и кому должен автор?
Автор никому ничего не должен (если, конечно, в займы не брал). Если хотите быть понятым, лучший способ – попробуйте объяснить. Кому-то из 7 миллиардов людей, населяющих нашу планету, это обязательно покажется созвучным.

И как же в итоге молодому автору найти свое место под солнцем?
Я не знаю, я не особо искала… со студиями само собой получилось. Сейчас к Котеленцу хожу. Кто-то и без семинаров неплохо живёт, кто-то доволен выкладками на Стихи.ру, кто-то коллекционирует публикации в толстых журналах – у каждого свой путь.

Ну, и напоследок осталось сказать, что Сашины стихи можно почитать здесь и, например, здесь.

Артемий Панченко

Поделиться в соц. сетях

В Мой Мир
0
Нравится

3 Коммент.

  1. Знакомые все люди

  2. хорошее интервью. я в стихах не очень, но авторка говорит правильные вещи нормальным языком. если проявить немного фантазии и представить что она говорит о живописи, то мне совсем все понятно и хорошо на душе становится) пойду стихи ее почитаю

    • лайкай и делись с народом)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты:

Switch to our mobile site